пятница, 8 февраля 2013 г.

как установить цели в области качества

Цель можно считать измеримой в двух случаях:

Теперь необходимо ответить на вопрос: в каком виде должна быть представлена цель в области качества, чтобы можно было проверить (проконтролировать, оценить) ее достижение?Виды измеримых целей

Постараемся с этим разобраться с позиции здравого смысла и начнем с определения термина "цели в области качества". Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, "цели в области качества - это цели, которых добиваются или к которым стремятся в области качества". Цель считается достигнутой, если в итоге предпринятых действий получен соответствующий этой цели результат. Таким образом, наличие возможности проверки (контроля, оценки) достижения цели и следует считать измеримостью цели. Другими словами, цель в области качества, достижение (степень достижения) которой можно проверить (проконтролировать, оценить), следует назвать измеримой целью. Словосочетание степень достижения" появилось в предыдущем предложении не случайно. В следующем разделе будет дано соответствующее разъяснение.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001)? Неужели измеримость цели предполагает использование измерительного оборудования и разработку процессов измерений? Очевидно, что нет. Иначе следовало бы признать, что любая цель - это конкретное значение некоторой физической величины, а это уже полный абсурд. Значит, в термин "измеримость" в отношении целей в области качества вкладывается совершенно другой смысл. Но какой?

Так что же имеют в виду авторы стандартов ИСО серии 9000, говоря о том, что "цели в области качества должны быть измеримыми" (п. 5.4.1

Основной недостаток ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в части рассматриваемой проблемы - двоякое понимание термина "измерение". С одной стороны, измерения, согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2001, проводятся с использованием измерительного оборудования, обладающего метрологическими характеристиками. Эта позиция подтверждается положениями стандарта ИСО 10012:2003 [3] и близка к определению термина "измерение", приведенному в Законе РФ "Об обеспечении единства измерений" и нормативных документах ГСИ: "Измерение - совокупность операций по применению технического средства, хранящего единицу физической величины, обеспечивающих нахождение соотношения (в явном или неявном виде) измеряемой величины с ее единицей, и получение значения этой величины" [4]. С другой стороны, согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, "измерение - совокупность операций для установления значения величины", и в этом случае под результатом измерения можно понимать не только результат измерения, полученный с помощью измерительного оборудования, но и результат расчета по математическим формулам и результат оценки, причем выраженный в любом виде, например, в виде баллов или значений лингвистических переменных ("хорошо", "отлично", "удовлетворительно", "плохо" и т.д.) [1].

Разговор на эту тему, включая критический анализ положений раздела 7.6 "Управление устройствами для мониторинга и измерений" ГОСТ Р ИСО 9001-2001, был начат в [2], где внимание читателей обращалоь на тот факт, что отдельные требования упомянутого раздела являются не только неопределенными, но и вводящими в заблуждение и даже ошибочными с позиции Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" и нормативных документов ГСИ.

ИЗМЕРИМЫЕ ЦЕЛИ: КАК ЭТО ПОНИМАТЬ?

Рассмотрим первый из указанных проблемных вопросов, основываясь на терминологии процессного подхода, предложенной в [1].

постоянное улучшение процессов СМK и СМK в целом.

результативность и эффективность процессов СМK и СМK в целом;

выбор целей процессов;

необходимость и целесообразность назначения целей процессов;

измеримость целей в области качества;

Прошло более пяти лет с момента введения в действие ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Следует отметить, что сейчас у специалистов в области качества нет особых проблем с пониманием большинства его требований. Разобрались с валидацией, верификацией, мониторингом и многими другими специфичными понятиями, введенными стандартом. Однако осталось несколько вопросов, вызывающих споры, по которым нет ни единого мнения, ни четких рекомендаций:

Александр СТЕПАНОВ

Цели в области качества: измеримость и виды

Менеджер всегда готов к окончанию проекта, он не стремится избежать его, но и не жаждет к нему приблизиться. (Макс Фрай)

Вероятно, самый старый в рунете сайт о менеджменте качества

Цели в области качества: измеримость и виды

Комментариев нет:

Отправить комментарий